Обучение детей грамоте
в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает,
что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как
письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи,
то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их
количества и последовательности.
Нарушение звукового
анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально,
ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону
фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например,
взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает:
"апельсиновый, яблочный..."
Прочитать слово —
значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове,
синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое"
слово.
Дети с проблемами в
речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем
более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены
в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности
определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому
анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и
предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую
характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки,
звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.
Уважаемые родители,
помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно
петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта
при их произнесении, встречает преграду.
Гласных звуков шесть: А
У О И Э Ы. Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре
йотированные, которые обозначают два звука : Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо. Гласные
звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласные звуки бывают
глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям
мы объясняем, что когда произносим
глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких
звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На
схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.
Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.
Глухие звуки : К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.
Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.
Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом,
мягкие – зелёным.
Примерные игровые
задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда
слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический
слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий
или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук,
нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три
звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой,
твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]?
(Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]?
(Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый,
глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]?
(Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
- Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).
Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).
Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).
- Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).
Важно, чтобы ребенок
усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки
и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы
сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву,
произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ»,
вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и
буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения
чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым
обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.
Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики
дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие
задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки
на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву,
дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям
педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему
усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть
едины!
Комментариев нет:
Отправить комментарий